Октябрь (литературная группа)

 

Октябрь — литературная группа пролетарских писателей. В 1922 году от «Кузницы» откололась наиболее радикальная ее часть – С. Родов, Г. Лелевич, И. Вардин, Ю. Либединский, А. Безыменский – образовав группу «Октябрь». Кроме них в группу вошли другие «кузнецы» - А. Малышкин, А. Дорогойченко; члены группы «Молодая гвардия» — А. Веселый, А. Безыменский, А. Жаров, Шубин, Кузнецов; члены группы «Рабочая весна» — А. Соколов, А. Исбах, И. Доронин, и писатели, не состоявшие в группах, — Ю. Либединский, Г. Лелевич, А. Тарасов-Родионов и др. В последующие годы в «Октябрь» вступили Ф. Березовский, Д. Фурманов.     
        Отвлеченному пафосу, революционной романтике писателей «Кузницы», значительная часть которых растерялась и не поняла нэпа, писатели «Октября» противопоставили новые творческие лозунги: «оставить общие воззвания и дать живого человека»; показать рабочий класс с его революционной практикой в лице конкретных пролетариев. Творческие установки «Октября» нашли заостренное выражение в стихотворении А. Безыменского «О шапке» и были реализованы в произведениях «Неделя» Ю. Либединского, «Шоколад» А. Тарасова-Родионова, стихах Безыменского. «Октябрь» был воинствующей группой, стремившейся сплотить писателей и свои творческие лозунги сделать господствующими.

       Самым удивительным в идеологической платформе этой группы было то, что ее члены полностью игнорировали дооктябрьское пролетарское литературное движение, как будто именно с них и «Кузнецы» все и началось.

      К другим литературным группам и направлениям «октябристы» относились крайне отрицательно, «Октябрь» в принципе отвергает «вырождение понятия творческого образа в самодовлеющий живописный орнамент (имажинизм)[…] Отвергает выделение слова-ритма, как такового, в самоцель, в результате чего художник часто уходит в область чисто словесных, не имеющих общего смысла упражнений, выдавая их за настоящие художественные произведения (футуризм) […] Отвергает фетишизирование звука, возникшее в период упадка буржуазии и выросшее на почве нездоровой мистики (символизм)[…]».

      Группой стал издаваться журнал «Октябрь». Вслед за тем был организован литературно-критический журнал «На посту», широко пропагандировавший идеи «Октября». «Октябрь» явился основоположником Ассоциации пролетарских писателей и дал направление творческим и организационным установкам РАПП. Первые элементы распада группы наметились в 1923 году, когда часть руководства оказалась в лагере троцкистов. Новое руководство «Октября» — Л. Авербах, Лузгин — не обеспечило подъема в работе группы. Идеологические и художественные установки группы «Октябрь» были близки РАПП, и постепенно руководство РАППом перешло к «Октябрю». Просуществовав до 1925, группа «Октябрь» была распущена постановлением РАПП.

Библиография:

Лелевич Г., Творческие пути пролетарской литературы, Л., 1925; Коган П. С., Пролетарская литература, изд. «Основа», Иваново-Вознесенск, 1926; Родов С., В литературных боях, изд. «Жизнь и знание», М., 1926; Литературные манифесты. От символизма к Октябрю. Сборник материалов. Приготовили к печати Н. Л. Бродский, В. Львов-Рогачевский, Н. П. Сидоров, М., 1929; Саянов В., Современные литературные группировки, издание 3-е, Ленинград, 1931.

 

Ключевые слова:

Список словарей: