Литературный центр конструктивистов (литературная группа)

 

Конструктивисты - литературное течение, возникшее в Москве весной 1922 года (И.Л. Сельвинский, К.Л. Зелинский — теоретик группы, А.Н. Чичерин).

       В программе конструктивистов на первое место выдвигался принцип понимания литературного произведения как конструкции. В окружающей действительности главным провозглашался технический прогресс, в связи с чем формировался культ «бизнеса», «американской деловитости», акцентировалась роль технической интеллигенции. Причём трактовалось это вне социальных условий, вне классовой борьбы. В частности, было заявлено: "Конструктивизм как абсолютно творческая школа утверждает универсальность поэтической техники; если современные школы, порознь, вопят: звук, ритм, образ, заумь и т.д., мы, акцентируя И, говорим: И звук, И ритм, И образ, И заумь, И всякий новый возможный приём, в котором встретится действительная необходимость при установке конструкции <...> Конструктивизм есть высшее мастерство, глубинное, исчерпывающее знание всех возможностей материала и уменье сгущаться в нём".

      В 1924 году был создан ЛЦК (Литературный центр конструктивистов), куда вошли также В.А. Луговской, Э.Г. Багрицкий, В.М. Инбер, Б.Н. Агапов, Е.И. Габрилович, Дир Туманный (Н.Н. Панов), Н.А. Адуев.

ЛЦК декларировал установку на современную тематику, рационализм, предельную уплотнённость поэтической речи. Встречаясь в первые годы на квартирах писателей, с 1927 года конструктивисты собирались в «Доме Герцена» (Тверская улица, 25).

      В Декларации ЛЦК прежде всего указывалось, что "конструктивизм есть упорядоченные в систему мысли и общественные умонастроения, которые подчёркнуто отражают организационный натиск рабочего класса", и далее говорилось о необходимости для искусства максимально близкого участия конструктивистов в строительстве социалистической культуры. Отсюда возникла установка на насыщение искусства (в частности, поэзии) современной тематикой. Конструктивисты выдвигали принцип "грузофикации" слова, то есть максимальной его "уплотнённости". Это достигалось при помощи "локальной семантики", заключающейся в сосредоточении всех изобразительных и выразительных средств "стиха вокруг основного смыслового содержания темы" (у Б.Агапова в стихотворении "Машинистка Топчук" сравнения, эпитеты и т.п. берутся из канцелярского быта: "брови, как подпись директора треста"; у Н.Панова в стихотворении о генерале Корнилове ритм имитирует барабанный марш и т.п.).

      Постоянная острая критика конструктивистов со стороны теоретиков марксистского толка привела в 1930 году к ликвидации ЛЦК и образованию «Литературной бригады М. I», осуществлявшей фактический переход к РАППу; в декабре 1930 года бригада самораспустилась.

      По своим принципам, теоретической платформе, широте творческих взглядов его участников и, наконец, по продолжительности существования конструктивизм вполне мог претендовать на то, чтобы считаться самостоятельным литературным течением. Поэтические принципы, декларируемые (и осуществляемые) конструктивистами на практике, в отличие от многих групп того времени, отличались "лица необщим выраженьем". К тому же конструктивизм выдвинул немало известных имён.

Ключевые слова:

Список словарей: