Новости

Уважаемые исследователи!

Предлагаем вам размещение ваших материалов на страницах нашего сайта.

Для того, что бы опубликовать статью необходимо прислать ее в Вордовском файле используя кнопку для написания сообщений модераторам. Кроме того, просим вас высылать свое резюме, которое также будет размещено на сайте.

Обращаем ваше внимание на то, что модераторы оставляют за собой право отказа в публикации, если сочтут статью написанной не на должном научном уровне. В случае, если статья будет содержать стилистические погрешности, модераторы оставляют за собой право выслать ее на переработку.

Надеемся на плодотворное сотрудничество.

Желаем творческих успехов.

Стойло Пегаса

«Стойло Пегаса» - литературное кафе, располагавшееся на Тверской в доме №37. До 1919 года в этом помещении размещалось артистическое кафе «Бом» М. Станевского, клоуна из знаменитого дуэта «Бим-Бом». Затем его хозяин эмигрировал, и кафе было национализировано.

     «Стойло Пегаса» работало с сентября 1919 по 1922 год. Среди его организаторов и участников были А. Мариенгоф, В. Шершеневич, Р. Ивнев, А. Аврамов. Кафе было оформлено Г. Якуловым.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

       Над входом в «Стойло Пегаса» висела необычная вывеска. На полированной фанере был изображен в облаках Пегас, а вокруг очень затейливым шрифтом было написано название кафе.

     Стены были выкрашены в ультрамариновый цвет, а на них яркими желтыми красками были набросаны портреты имажинистов. Под портретом С. Есенина были выведены такие строчки:

Срежет мудрый садовник – осень

Головы моей желтый лист.

     В другой части стены были изображены нагие женщины с глазом в середине живота, а под ними была надпись:

Посмотрите: у женщин третий

Вылупляется глаз из пупа.

    Под портретом А. Мариенгофа были помещены его строки:

В Солнце кулаком бац,

А вы там, - каждый собачьей шерсти блоха,

Ползаете, собираете осколки

Разбитой клизмы.

     Под портретом В. Шершеневича:

И похабную надпись заборную

Обращаю в священный псалом[i].

      Публика в литературных кафе была разнородной, вместе с нищей, но интересующейся литературой молодежью, были там и посетители, желающие тряхнуть мошной перед своей дамой. Содержатель буфета в «Стойле Пегаса» А. Силин разбивал без всякой иронии посетителей кафе на «серьезных» и «несерьезных». К «несерьезным» он относил всю пишущую, изображающую и представляющую братию, а к «серьезным» - сухаревцев, охотнорядцев и всякий криминальный и полукриминальный элемент.

     Однажды один такой посетитель громко говорил что-то своей рыжеволосой спутнице, заглушая выступавшего тогда со своими стихами Рюрика Ивнева. Тогда Сергей Есенин подошел к говорившему и со словами: «Милости прошу со мной!» - взял того за нос и цепко держа его в двух пальцах неторопливо повел к выходу через весь зал. Посетители замерли от восторга, дамочка истерически визжала, а швейцар шикарно распахнул дверь. После этого от «недорезанных буржуев» в кафе отбоя не было, вероятно, и они мечтали о таком триумфальном шествии через зал[ii].

     Вот как описывал обстановку в кафе в 1921 году И. Старцев: «Двоящийся в зеркалах свет, нагроможденные из-за тесноты помещения чуть ли не друг на друге столики. Румынский оркестр. Эстрада. По стенам роспись художника Якулова и стихотворные лозунги имажинистов. С одной из стен бросались в глаза золотые завитки волос и неестественно искаженное левыми уклонами живописца лицо Есенина в надписях: «Плюйся, ветер, охапками листьев»»[iii].



[i] Ройзман М. Все, что помню о Есенине. М.: Советская Россия, 1973. С. 36.

[ii] Мариенгоф А. Мой век, мои друзья и подруги / Мой век, мои друзья и подруги: Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова / Сост., указатель имен С. В. Шумихина и К. С. Юрьева. М.: Московский рабочий,1990. С. 130-131.

[iii] Старцев И. Мои встречи с Есениным / Воспоминания о Сергее Есенине / Под общ. Ред. Ю. Прокушева. М.: Московский рабочий, 1965. С. 244.

Ключевые слова:

Список словарей: