Ничевоки (литературный манифест)

Литературные манифесты от символизма до наших дней//Составил C. Джимбинов, М.: Издательский дом Согласие, 2000

НИЧЕВОКИ

 

        Московская группа «ничевоков» (существовала около двух лет в 1920 и 1921 гг.) была российским отголоском известной европейской группировки дадаистов (дадаизм возник во время Первой мировой войны в 1916 году в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе, после войны центр движения переместился в Париж, а в 1921 году основная часть дадаистов влилась в новую, куда более влиятельную группировку сюрреалистов). Смысл дадаистского движения - на абсурд войны ответить таким же абсурдом искусства. Отсюда эпатаж, скандалы, эстетика безобразного и дисгармоничного.

        Русские ничевоки смогли издать два небольших альманаха - «Вам» (М., изд. «Хобо», 1920, 20 стр., под ред. Л. Сухаребского) и «Собачий ящик», или Труды Творческого бюро Ничевоков в течение 1920-1921 гг. Под ред. Главного секретаря Творничбюро С. Садикова, вып. 1 (М., изд. «Хобо», 1921, 16 с.).

       В состав группы входили Рюрик Рок, Лазарь Сухаребский, Аэций Ранов, Сергей Садиков, Елена Николаева, Сусанна Map, Олег Эрберг, Борис Земенков и М. Агабабов. Из этого большого списка остались в литературе имена Бориса Земенкова, ставшего позднее известным москвоведом, и Сусанны Map (наст. фамилия - Чалхушьян, 1900-1965), создавшей много поэтических переводов с английского, польского и других языков. О Рюрике Роке известно, что он после 1921 г. эмигрировал в Западную Европу.               
 

МАНИФЕСТ ОТ НИЧЕВОКОВ

       Заунывно тянутся в воздухе похоронные звуки медного колокола, медленно колышется под печальный трезвон по дороге Жизни, покрытой пылью и усыпанной терниями мрачный катафалк смерти, на котором лежит сухой, бессочный, желтый труп поэзии в выданном по купону широкого потребления, наскоро сколоченном гробу эпох. Позади плетутся, ковыляют, молча пережевывая слезы, седые старички, ветераны и инвалиды поэзии, шатая старческими дрожащими, ослабленными членами, сзади шамкают ногами дерзкие из дерзких умершей поэзии: футуристы всех мастей, имажисты, экспрессионисты - группы, группки, группики.

      И только вдали смотрим на это мы, ничевоки, ставящие диагноз паралича и констатирующие с математической точностью летальный исход.

        О, великий поэт, гигант и титан, последний борец из бывшей армии славных, Вадим Шершеневич, радуйся и передай твою радость своему другу, автору высокочтимой «Магдалины» Мариенгофу, шепни на ухо Есенину о том, что ни тебе, ни твоим потомкам не придется:

Вадим Шершеневич пред толпой безликой           
Выжимает, кик атлет, стопудовую гирю моей головы.

Вам, написавшим собрание поэз «Мы», мы вручаем свой манифест.

Читайте и подписывайтесь.

У свежевырытой могилы стал мрачный кортеж смерти, и гулко и тупо стучат влажные комья глины об осиновую крышку гроба эпох. Эфир впитывает звуки и поглощает, а Жизнь, дающая солнце, льет свои живительные лучи на прекрасную трехмерность пространства.

От лица ничевоков президиум: М. АГАБАБОВ. А. РАНОВ. Л. СУХАРЕБСКИЙ.

1920
 

ДЕКРЕТ О НИЧЕВОКАХ ПОЭЗИИ

      Именем Революции Духа объявляем:

       1. Всякая поэзия, не дающая индивидуального подхода творца, не определяющая особого, только субъекту свойственного мировоззрения и мироощущения, не оперирующая с внутренним смыслом явлений и вещей (смысл - ничего с точки зрения и материи) как рассматриваемого объекта, так и слова в данный момент времени - с сего августа 1920 года аннулируется.

      2. Лица, замеченные в распространении аннулированных знаков поэзии или в подделке знаков Ничпоэзии (Ничевоческой Поэзии), подлежат суду Революционного Трибунала Ничевоков, в составе: Бориса Земенкова, Рюрика Рока и Сергея Садикова.

      3. Пора принудительно очистить поэзию от традиционного и кустарно-поэтического навозного элемента жизни во имя коллективизации объема тварности мирового начала и Личины Ничего. Начала сего для материалистов и шаблонных идеалистов не существует: оно для них - ничего. Мы - первые подымаем кирпичи восстания за Ничего.

Мы ничевоки.

      4. Фокус современного кризиса явлений мира и мироощущений Ничевоком прояснен: кризис - в нас, в духе нашем. В поэтпроизведениях кризис этот разрешается истончением образа, метра, ритма, инструментовки, концовки. (Единственное пока что жизненное течение в поэзии - имажинизм нами принимается как частичный метод). Истончение сведет искусство на нет, уничтожит его: приведет к ничего и в Ничего. Наша цель: истончение поэтпроизведения во имя Ничего. На словесной канве вышить восприятия тождества и прозрения мира, его образа, цвета, запаха, вкуса и т. д.

Итак, истоки Всего - из Ничего. Средство изобразительности путем ряда n+1 (где n = элементы изобразительности до данного момента времени, а 1 = средство новой изобразительности) - привести к равенству: n+1=бесконечность, т. е. - Ничего: цель бесконечности = Ничего. Отсюда:

      5. В поэзии ничего нет; только - Ничевоки.

        6. Жизнь идет к осуществлению наших лозунгов:

Ничего не пишите!          
Ничего не читайте!         
Ничего не говорите!       
Ничего не печатайте!

Ростов н/Д. Августа 1920 года

 

Творничбюро: Сусанна MAP, Елена НИКОЛАЕВА, Аэций РАНОВ, Рюрик РОК, Олег ЭРБЕРГ. 
Главный секретарь: Сергей САДИКОВ.

Настоящий декрет 17-го апреля 1921 года подписан в Москве экспрессионистом Борисом Земенковым, перешедшим в Российское Становище Ничевоков и вошедшим в состав Творничбюро.

 

ПРИКАЗ ПО ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ЧАСТИ:

 

 

      1. Никому не возбраняется быть Ничевоком.

2. Со дня опубликования сего Ничевоки разделяются на: I) Ничевоков Творчества и II) Ничевоков Жизни.

3. Каковые все объединяются в Российское Становище Ничевоков.

4. К Ничевокам Творчества причисляются в первую очередь все активно-динамические работники в области искусства, которые руководствуются в вопросах творчества декретами об искусстве Творчбюро.

5. На Творческое Бюро Ничвоков (Творчбюро) возлагаются задачи организационного центра – творческо-законодательные и контроля над деятельностью Ничевоков Творчества.

6. Положение о Творческом Бюро разрабатывается им же самим на основании волевого революционного акта захвата жизненного организма искусства Ничевоками.

7. Творческому Бюро надлежит разработать положение о Секретариате Ничевоков, каковой является исполнительным органом Творчбюро.

8. Ведению Секретариата подлежат Ничевоки жизни, активно принимающие участие в общей работе Ничевоков.

9. Ничевокам Жизни присваивается наименование «Хобо», что значит – рафинированный революционный бродяга»[i].



[i] Грузинов И. Маяковский и литературная Москва. / Мой век, мои друзья и подруги: Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова / Сост., указатель имен С. В. Шумихина и К. С. Юрьева. М.: Московский рабочий,1990. С. 681.

Ключевые слова:

Список словарей: