Вишневский Всеволод Витальевич

Вишневский Всеволод Витальевич (1900-1951) – драматург, кинодраматург, прозаик. Родился в дворянской семье, однако в Гражданскую войну сражался на стороне красных, в последний ее период был политработником. С 1921 г. начал печататься в прессе. Основной темой творчества была революция, морской флот и армия. Принимал участие в идеологических кампаниях (например, травле М. Булгакова), во время выездов за границу выступал с просоветскими речами. Занимал ответственные посты в ССП. Руководил журналом «Знамя». Был в Испании во время войны, на советско-финляндской войне. Во время ВОВ работал во фронтовой печати, был в блокадном Ленинграде, присутствовал на Нюрнбергском процессе. Создал пьесы «Первая Конная», «Последний решительный», «Оптимистическая трагедия»; сценарии к фильмам («Мы из Кронштадта»); писал литературные портреты героев Гражданской войны и деятелей искусства. Лауреат Сталинской премии.

    В 1917 году он безоговорочно принял революцию. В 1919-1921 воевал с деникинцами в Первой Конной Армии Буденного. Осенью 1921 был откомандирован на Балтийский флот и вернулся в Ленинград.

       Е. Долматовсий так вспоминал о В. Вишневском: «Он был человеком не просто своеобразным и ярким – необычайным! Обладал неукротимым темпераментом, носившим, если можно так выразиться, общественный характер. Не всем удавалось проникнуть сквозь броню, которой незаурядный писатель и человек, застенчивый храбрец, окружал себя». (Долматовский Е. Очевидец/ Октябрь. – 1995. - №5. – С. 55.)

 

    Став профессиональным литератором, на всю жизнь сохранил постоянную связь с армией и особенно с Балтийским флотом: участвовал в военных учениях, печатал статьи во флотских газетах. Пристрастно следил за тем, как военная тема воплощалась в советском искусстве, был организатором Литературного объединения Красной Армии и Флота (ЛОКАФ).

     Вс. Вишневский появился в  литературных кругах Ленинграда в конце 1920-х; он уже был автором двух сборников рассказов. В 1929 делает свой первый шаг в драматургии: сочиняет поэму-ораторию «Красный флот в песнях», которая была поставлена в ансамбле песни и пляски при Доме Красной Армии. Основными элементами оратории стали старые и революционные песни о флоте. Вишневский написал текст, связывавший воедино эти песни.

      Слава пришла к Вишневскому после пьесы «Первая Конная».

      Для Мейерхольда предназначал Вишневский свою пьесу «На Западе бой». Эта пьеса Вишневского явилась своеобразным ответом на роман Э. Ремарка «На западном фронте без перемен». Однако большинство критиков, даже поклонники творчества Вс. Вишневского, в том числе его друг, немецкий антифашист и драматург Фридрих Вольф, отозвались об этой пьесе резко отрицательно, в связи с чем он больше не возвращался к западной теме.

     В январе 1932 года. Вишневский начал работу над «Оптимистической трагедией». Вс. Вишневский в 1934 писал, что в пьесе он предпринял эксперимент на соединение языка ранних пролетарских поэтов, французских и немецких с языком русских поэтов-космистов 1917-1921.

Список словарей: