Тверь – Торжок (2020) Тверь – в Москву дверь

Почему этот тур?

У кого – как, а у меня главное утешение в жизни – путешествия. В Новогодние праздники – при наличии стольких свободных дней – грех куда-нибудь не съездить. «МКН» предлагал мало вариантов – выбрала подходящий – тем более, что ни в Твери, ни Торжке до этого не была.

 

Место покупки тура

Тур куплен в МКН.

 

Место сбора группы

До Твери надо было добираться самостоятельно, на «Ласточке». Это очень удобно – идет она быстро, довольно комфортная и еще для пенсионеров бесплатная. К удивлению – электричка была полна народу – дома не сидится не только мне.

 

Автобус

Автобус был обычный туристический. К моему изумлению он был практически полностью заполнен – необычное явление для «МКН». Я сидела в задней части автобуса, благодаря чему мы смогли «распариться» с моей соседкой – и путешествие проходило в очень комфортных условиях.

 

Тверь

Так получилось, что перед поездкой я прочла две заметки И. Варламова о Твери. Там ожесточенно критиковалось тверское ЖКХ, грязь и состояние города. Что тут скажешь – проблемы, конечно, есть – но чтоб уж совсем плохо – не заметила. Это произошло, может быть потому, что пройдены были только самые протоптанные туристические тропы, а остальное – увидено из окна автобуса. Никаких особых чувств город этот во мне не вызвал.

 

Тверская областная картинная галерея

Расположена она в Тверском императорском дворце, поэтому интересно посмотреть не только экспонаты галереи, но и сам дворец. Впечатления положительные. Экскурсовод рассказала и про историю здания, и про коллекцию вполне увлекательно. Кстати, в коллекции галереи есть картины художников первого ряда.

 

Торжок

По количеству памятников Торжок превосходит все города Тверской области – здесь имеется 292 историко-архитектурных объекта. Город находится на третьем месте после Новгорода и Старой Руссы по количеству найденных берестяных грамот (примечательно, что 1000 берестяную грамоту нашли именно в Торжке, о чем имеется мемориальная доска).

Вот Торжок понравился мне чрезвычайно. Это – величественные руины. В городе миллиард церквей – и большинство из них находится в плачевном состоянии. Много заброшенных домов. При том, что картина вообще-то печальна, ощущение поверженной красоты и былого величия очень сильно.

По итогам поездки хочется съездить в Торжок летом на несколько дней и совершить путешествие по всем храмам города (несколько действующих – несколько недействующих, но заколоченных – заброшенные, разворованные, но доступные для осмотра).

Помимо открытия этого замечательного городка, было и открытие архитектора – Н. А. Львова. Разумеется, фамилию эту я слышала ранее, но теперь ознакомившись с его произведениями «в натуре» и узнав перипетии его биографии – уже отличаю его от других и отношусь с симпатией и уважением. В Торжке, на площади 9 января, стоит памятник ему (установлен в 2004 г.; скульптор Ю. П. Карпенко, архитектор В. П. Городович).

 

Борисоглебский мужской монастырь

Новоторжский Борисоглебский монастырь – мужской монастырь, считающийся древнейшим в регионе.

Из житийной литературы XVII в. следует, что монастырь основал в 1038 г. боярин Ефрем, бывший конюшим киевского князя Владимира I Святославовича. Причиной, сподвигшей боярина основать монастырь, было убийство Святополком Бориса и Глеба, после которого Ефрем решил удалиться от светской жизни и заложить монастырь на берегу реки Тверцы. В том же году был построен храм.

Известно, что в 1577 г. во время правления Ивана Грозного к храму были пристроены два придела, а в 1607 г., при взятии Торжка поляками собор сильно пострадал. Самая древняя, сохранившаяся до нашего времени, постройка монастыря – Введенская церковь, была построена в XVII веке на месте сожжённой поляками (вместе со всей братией и некоторыми жителями города) старой деревянной.

В 1717 г. между настоятельскими корпусами приблизительно того же времени постройки была возведена Входо-Иерусалимская церковь.

Большой урон монастырю нанёс пожар 1742 г.

В 1785–1796 гг. на месте старого Борисоглебского собора был возведён новый с тем же названием по проекту архитектора Н. А. Львова.

В 1804 г. была заложена надвратная церковь-колокольня, проект которой, по мнению некоторых исследователей, также был разработан Львовым. Её строительство вёл архитектор Яков Ананьин.

Привлекает внимание и необычная по форме Свечная башня в углу монастырской стены, противоположном колокольне.

В 1925 г. монастырь был распущен, сначала в зданиях находилось сельскохозяйственное училище, потом военная часть, авиационные склады, лагерь для военнопленных.

С 1944 г. на его территории была размещена тюрьма строгого режима. После неё, в 1985–1988 гг., здесь разместился лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а с 1989 г. – Всероссийский историко-этнографический музей.

В 1931 г. был закрыт Борисоглебский собор, в результате были утрачены 37 икон, выполненных В. Л. Боровиковским, лишь одна сохранилась и находится сейчас в Тверской картинной галерее.

В 1994 г. в монастырь был возвращен верующим.

Сейчас монастырские строения нуждаются в реставрации и выглядят не лучшим образом. Несмотря на это – монастырь мне понравился. Постройки монастыря, выполненные в разных стилях, тем не менее мирно уживаются друг с другом и создают неповторимый ансамбль.

Местные туристические развлечения. За скромный гонорар – 100 рублей – можно подняться на башню (это не очень высоко), откуда открываются отличные виды как на город, так и на часть территории монастыря. Имеется лавка с пирожками и, вероятно, вкусными – оттуда выходили довольные граждане, некоторые из которых жевали и выглядели еще счастливее не жевавших. Сама я к гастрономическим благам не приобщилась, так как после монастыря отправлялись почти прямиком на ужин.

На сайте монастыря имеются сведения о том, что при монастыре есть гостиница, с номерами на двоих и четверых, но что она из себя представляет и сколько стоят услуги – не сказано, есть только е-мейл, по которому можно получить дальнейшие разъяснения.

 

Старо-Вознесенская церковь

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, или Старо-Вознесенская церковь – деревянный православный храм.

Первое упоминание о храме относится к 1653 г.

В 1717 г. деревянный храм был отстроен заново. Высота храма составляла 34 метра. Так как храм был деревянный, он переделывался много раз. В 1780-е годы под здание был подведён фундамент из белого старицкого камня (на одном из них выбит год – 1782). В 1783 г. тесовая кровля заменена железной, в 1806 г. была построена паперть, а в 1828 г. переделана глава.

К 1854 г. храм сильно обветшал и было принято решение построить взамен него новый каменный. Однако храм не снесли, а перенесли к Старицкому тракту. К 1883 г. храм реконструировали и 5 октября он был заново освящён в честь Тихвинской иконы Божьей Матери.

Богослужения прекратились в 1929 г.

В 2000-е годы богослужения возобновились.

В храме сохранилась роспись XVIII в. (в потолке верхнего яруса находится восьмиугольная ниша с изображением Новозаветной Троицы), а в нижних ярусах живопись второй половины XIX в.

 

Михаило-Архангельская церковь

Благовещенская, более известная под названием Архангельской, церковь расположена на высоком холме.

В местности, называемой Благовещенскою, или Михайловскою слободой, с давних времен существовали церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Архангела Михаила. Они были деревянные и в литовское нашествие (1609) были разорены и сожжены.

О дальнейшей судьбе этих церквей находятся сведения в переписной книге за 1710 год стольника и коменданта г. Торжка, где сказано, что обе церкви деревянные (одна из них – теплая, другая – холодная).

 В 1758 г. была построена каменная церковь с двумя престолами: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества святого Иоанна Предтечи, с теплым приделом в трапезной во имя святого архангела Михаила. В 1817 г. престол в честь Рождества святого Иоанна Предтечи был уничтожен, потому что была «темнота от малости окон и в дверях утеснение».

В 1931–1936 гг. в храме находились мощи преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских чудотворцев, которые были перенесены сюда из закрывшегося Борисоглебского монастырского храма.

В 1936 г. церковь была закрыта и превращена в пекарню, где на месте алтаря стояла печь. При закрытии церкви мощи святых угодников были изъяты властями. Их дальнейшая судьба до сих пор неизвестна.

Во время войны здесь располагался военно-продовольственный склад.

Официально приход вновь открывшегося храма был зарегистрирован 6 апреля 1946 г., но храм был открыт раньше.

До 1995 г. Михайло-Архангельская церковь оставалась единственным действующим храмом в Торжке.

 

Крестовоздвиженская часовня-ротонда

Построена в 1814 г. по проекту Н. А. Львова. Еще до этого на этом месте, в начале ХIХ в. находилась деревянная часовня Софии Премудрой, которая в 1807 г. перешла под покровительство Борисоглебского монастыря.

Часовня окружена 12 колоннами, которые поддерживают круглый карниз, имеет двойной купол, характерный для львовских построек: внешний – световой фонарь с большими арочными окнами и внутренний, который имеет в центре проем, через который мягкий рассеивающий свет наполняет интерьер, в то время как окна скрыты от глаз. Ранее поверх купола находились позолоченные железные шар и крест.

В часовне помимо привычных икон были и очень необычные святыни. Например, деревянный Животворящий восьмиконечный Крест высотой около трех метра. Он был закреплен в небольшой каменной горе ручной кладки, обложенной серебряной позолоченной ризой.

Часовня также славилась своим святочтимым колодцем (подземный ручей проходит как раз у места основания часовни). Ежегодно, 14 сентября, в праздник Воздвижения Честного Креста Господня к часовне из Борисоглебского монастыря осуществлялся крестный ход для освящения воды и служения молебна.

В 1906 г. часовню переделали в церковь святых равноапостольных Константина и Елены, пристроив алтарь и колокольню с 6 колоколами.

Первоначальный вид часовни был восстановлен во время реставрации в 1970-е годы.

В 2001 г. передана Борисоглебскому монастырю.

 

Климентовская церковь

Каменный храм священномученика Климента, папы Римского, существовал в Торжке еще в XIV в.

Климентовский храм был построен в 1685 г. купцом М. Мишуриным.

Ныне существующее здание было построено в 1835 г. Главной святыней храма была древняя икона с частицами мощей 18 святых, поступившая по завещанию купца-краеведа Ефрема Елизарова. Среди жертвователей храма были также купцы Штанковские. 

В 1931 г. храм был закрыт для богослужения. Помещение использовалось в качестве общежития и ателье.

В 1999 г. храм передали Борисоглебскому монастырю.

 

Спасо-Преображенский собор

Первые упоминания о храме относятся к 1163 г., когда он был деревянным.

В 1238 г., во время монголо-татарского набега храм сгорел.  

В 1364 г. благодаря пожертвованиям новгородских и тверских купцов был построен новый, уже каменный, храм, освященный в честь Преображения Господня. Но в 1372 г. из-за междоусобных войн он вновь сгорел.

В 1408 г. этот храм обрел святыню – мощи святой благоверной княгини Иулинии Вяземской (Новоторжской). В 1812 г. обветшавший храм разобрали и начали строительство нового, к которому приложил руку Карл Росси. Начало Отечественной войны отложило строительство, которое было закончено в 1822 г.

Спасо-Преображенский собор был таким большим, что топить его в холодное время было накладно. Поэтому в 1842 г. у южной стороны собора губернским архитектором И. Ф. Львовым была построена новая теплая церковь в честь Входа Господня в Иерусалим. Новый храм был построен и освящен на средства церковного старосты купца Уварова и его братьев, о чем свидетельствует памятная доска на цоколе восточного фасада. Торжокские купцы были очень амбициозными, поэтому и вторая церковь получилась тоже большой.

Оба храма Спасо-Преображенский и Входоиерусалимский своеобразно контрастируют и дополняют друг друга.

Оба собора были закрыты в 1930 г.

С мая 2018 г. Спасо-Преображенский собор вновь открыл свои двери для прихожан.

 

гостиница Пожарских

Гостиница Пожарских – памятник истории середины XIX в.

Первая гостиница была построена в конце XVIII в. ямщиком Василием Пожарским. Изначально это здание не было гостиницей – в этом качестве его стал использовать один из наследников, Евдоким Дмитриевич. В 1834 г. он завещал гостиницу своей дочери – Дарье Евдокимовне Пожарской.

Гостиница становится известной на всю Россию благодаря А. С. Пушкину, неоднократно посещавшему Торжок, и останавливавшемуся здесь. Так, известно четверостишие из письма 1826 г. С. А. Соболевскому:

«…На досуге отобедай

У Пожарского в Торжке,

Жареных котлет отведай

И отправься налегке…»

В гостинице останавливались также В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский, А. Н. Островский, И. С. Тургенев и другие известные люди. По выражению Д. С. Лихачева через гостиницу «прошла вся русская культура XIX века».

Гостиница славилась своими котлетами, которые пробовал сам император Николай I, неоднократно приглашавший Дарью Пожарскую готовить для царского стола.

Число желающих остановиться в гостинице росло, и в 1840 г. владелица подала прошение в губернскую дорожную и строительную комиссию о строительстве новой, большой гостиницы.

Вторая гостиница была построена в течение лета-осени 1840 г. Для нее были закуплены самые дорогие предметы интерьера – зеркала, занавески, картины, мебель и т. д. До самой смерти Дарьи Пожарской в 1854 г. гостиница продолжала пользоваться популярностью у самых известных людей России, но после её смерти всё имущество пошло с молотка. Здание и большую часть обстановки в 1857 г. купил купец Павел Федухин, устроивший здесь трактир. Ещё один сильный удар по гостинице нанесла Николаевская железная дорога, в 1861 г. прошедшая мимо Торжка. В результате количество проезжающих сильно сократилось, что значительно уменьшило доходы. Гостиница снова поменяла владельца и назначение: владельцем стал купец Барсков, часть комнат верхнего этажа были сданы в аренду под купеческий клуб, самое большое помещение стало зрительным залом, где выступали всё ещё изредка проезжающие через Торжок артисты, в нижнем этаже – ресторан и бильярдные. Именно в таком состоянии и застал гостиницу в 1881 г. Л. Н. Толстой.

27 октября (9 ноября) 1917 г. в городе была установлена советская власть. Гостиница была выбрана для Совета рабочих и солдатских депутатов, здание национализировано. В дальнейшем до 1920 г. здесь заседал Новоторжский уездный совет, в 1920–1922 гг. – клуб Новоторжского пожарного общества, после – клуб железнодорожников имени Парижской коммуны. За это время здание лишилось большей части декора, придя в аварийное состояние.

Реставрация началась только в 1992 г., но из-за отсутствия средств так и не была закончена.

В 2002 г. здание, принадлежавшее объединению «Пожтехника» охватил пожар.

Новая реставрация началась только в 2011 г., но уже в октябре 2013 г. она была закончена. Сейчас гостиница принадлежит Всероссийскому историко-этнографическому музею.

 

дом Олениных-Балавенских

Усадебный комплекс, состоящий из барского дома, южного и северного флигелей, а также сада, выходящего на высокий берег реки Тверцы, был основан в конце XVIII в. тверским помещиком Михаилом Васильевичем Бакуниным и его женой. С 1-ой трети XIX в. усадьба принадлежала Сергею Дмитриевичу Львову, владельцу имения «Митино» под Торжком. Его дочь, Мария Сергеевна Львова, в 1831 г. вышла замуж за Петра Алексеевича Оленина. Вплоть до революции 1917 г. в усадьбе жила семья Балавенских – потомков Олениных.

Барский дом представлял собой деревянный особняк с антресолями. В глубине сада располагались каретный сарай с конюшней и домашний театр, не сохранившиеся до наших дней. В северном флигеле находились прачечная и кухня, соединенные с домом крытым переходом. Сразу за флигелем – огород и каменный погреб. Перед революцией северный флигель был продан. Южный флигель называли канцелярией. 
После революции 1917 г. усадьба была национализирована. Сначала в доме разместился клуб для солдат, а в 1920 г. была открыта железнодорожная школа по просьбе работников железнодорожного узла и железнодорожного парка №1. Здесь учились дети с первого по четвертый класс. С 1920 года школа была начальной, а с 1927 г. – семилетней. Железнодорожная школа существовала до 1960 г., после чего в здании разместилась школа рабочей молодежи.

На сегодняшний день в усадьбе сохранились 2 флигеля и барский дом. С 1972 г. здесь открыт музей, экспозиция которого посвящена проездам А. С. Пушкина по дороге Петербург – Москва, его дорожным впечатлениям и их отражению в его творчестве.

Там представлены предметы, которые брали с собой путешественники: сундуки, шкатулки с самым необходимым, дорожная конторка, используя которую можно писать и в дороге. Примечательными экспонатами музея является подорожная, выписанная А. С. Пушкину для одного из путешествий, и портрет Д. Е. Пожарской.

 

Воскресенский монастырь

Воскресенский монастырь – женский монастырь.

Воскресенский монастырь, 2 класса, общежительный, был основан в XVI в.

Часовня Нерукотворного Спаса была построена в 1778 г.

Монастырский соборный храм Воскресения был построен в 1796 г.

Сохранилась колокольня 1766 г.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи построена в 1840 г.

Монастырь был закрыт в 1931 г. В зданиях устроили швейную фабрику и жилые помещения.

 

Кафе «Лира»

Ужинали мы в кафе "Лира". Но отнесу описание произошедшего в раздел мероприятий, а не «питание на маршруте».

Поглощение пищи здесь обставлено как небольшое шоу, к клиентам относятся очень внимательно – и побывать здесь хоть один раз надо.

Общением с гостями заведения занимается дама в костюме XIX века, играющая роль Д. Е. Пожарской. Она обносит гостей караваем с солью (необыкновенно вкусный, я бы не отказалась от большого ломтя на десерт). Затем она рассказывает об истории города и гостиницы Пожарских. В это время ее помощница, прямо посреди зала готовит знаменитые котлеты по первоначальному рецепту (подают не их, но то что изжарила на глазах у изумленной публики девица, затем режется на множество кусочков и предлагается отдегустировать публике).     

Оказывается рецепт котлет таков: ½ часть мелко рубленного куриного филе + ½ часть сливочного масла (так! Т.е. на 0,5 кило филе – столько же масла) смешивается, тщательно вымешивается, формируется котлета (небольшая), которая затем опускается в сухарную крошку из белого хлеба, затем – в смесь яйца и воды и вновь в сухари. Потом котлеты жарятся на смеси сливочного и растительного масла.

Сам ужин состоял из пожарских котлет (их, как было сказано, подавали по две на порцию – так и было подано) с пюре, шампанское; на десерт – пирожное (про него тоже говорили, что рецепт с тех времен): на слоеном тесте крем с творогом – вкусно, но каравай был вкуснее (с этим согласились и мои сотрапезники).         

В конце каждому туристу был подарен «Сертификат о прохождении матер-класса по изготовлению пожарских котлет». В общем душевно посидели, что называется.

 

Уже после покупки тура пришла рассылка, в которой предлагалось пойти на литературно-музыкальный вечер в гостинице Пожарских (а ныне – музее). Я решила сходить, так как по-другому провести вечер было бы затруднительно – зима какая-никакая и темнеет рано, кроме того, плата за билет была всего 250 рублей.

В программе вечера говорилось, что Леша Зинатулин (почему – Леша – не ясно – это взрослый мужчина; студия «Знаки сезонников», Тверь; впоследствии оказалось, что он еще и заместитель директора по экспозиционно-выставочной и научной работе), этнографический центр ВИЭМ и исполнительница на цифровом баяне Наталья Петрова представят программу «Святочные рассказы».

Литературная основа вечера: попурри из рассказов Н. Лескова, А. Чехова, Л. Улицкой и стихов Б. Пастернака, И. Бродского и других, разбавленное игрой на баяне и распеванием каких-то народных святочных песен.

Любопытное зрелище. Интересно его появление – результат активности масс или инициатива администрации музея, которой надо поставить «галочку» о проведении мероприятия? Если это мероприятие – результат давления администрации на сотрудников музея – мне очень жаль, что я его посетила – поощрять волюнтаризм не хотелось бы.

Про творческую составляющую вечера могу сказать, что драматический талант Леши Зинатулина вызывает у меня большие вопросы (любит он явно себя в искусстве, а не искусство в себе; постоянно и в странных местах гримасничает; хотя публике, вроде бы понравилось), но выбор произведений для чтения – интересен. Цифровой баян я услышала впервые – любопытный инструмент и исполнительница высокого уровня – это самое понравившееся из всего вечера.

Сотрудники музея старались как могли, любезно встречая публику – помогали раздеться, выдавали «билетики» с пожеланием на следующий год и мандарины, желающие могли угоститься глинтвейном и какими-то сладостями. Пожелания всего самого хорошего сыпались как из рога изобилия.

Кроме того, почтенной публике предлагалось приобрести различные изделия местных художников и почему-то было представлено несколько коллекций шарфов.

Василево

Усадьба Василево – архитектурно-художественный ансамбль конца XVIII – начала XIX в. От усадьбы осталась оранжерея, переделанная в жилой дом после того, как основной дом усадьбы сгорел – это случилось еще до революции, валунный мост с гротами («Чертов мост»; герой многих фильмов, в частности, «Ночного дозора») и парк с каскадами прудов и липовой аллеей. Все это было построено Н. А. Львовым, дальним родственником хозяев усадьбы.

С 1976 г. на территорию усадьбы стали свозить деревянные постройки XVIII–XX вв. из разных районов Тверской области и был создан архитектурно-этнографический музей. Самый интересный объект – старообрядческая Преображенская церковь с погоста Спас на Сози (1732).

Прогулка по усадьбе удалась – порция свежего воздуха и красот пришлась как нельзя кстати. Экскурсовод говорила, что в июне у них проводится большой праздник, съезжаются толпы людей, но мне милее прогуляться по практически безлюдному парку и нащелкать миллиард «бесчеловечных» пейзажей.

По дороге на Василево или около Василево можно увидеть санаторий в бывшей усадьбе «Митино», где сохранился погреб-пирамида, построенный так же Н. А. Львовым. К сожалению, администрация санатория равнодушно относится к этому памятнику и он постепенно руинируется.

 

погост Прутня

На погосте Воскресенского храма, построенного на средства владельца соседней усадьбы Митино Дмитрия Николаевича Львова, сохранилось захоронение Львовых и могила А. П. Керн – Марковой-Виноградской. На могиле нам была рассказана интересная история жизни героини пушкинского стихотворения.          
 

Знаменское-Раек

Дворцово-парковый комплекс – усадьба Стрешневых Знаменское-Раёк построен в 1743–1787 гг.

Над проектированием и строительством усадьбы работал архитектор Н. А. Львов, а также К. Буци, А. Трофимов, англичанин В. Ирвен, итальянец Ф. Руска.

Ансамбль усадьбы включает господский дом и круговую колоннаду, соединяющую его с боковыми флигелями (каретная и оранжерея) и стоящими напротив парадными воротами. Большинство павильонов и беседок усадебного парка утрачены. Каскад прудов состоит из сохранившихся верхнего палатного и среднего палатного прудов.

Сейчас усадьба представляет собой удручающее зрелище запустения и разрушения. В этом может убедится любой желающий, тем более, что вход на территорию усадьбы – свободный.

Церковь Знамения Божьей Матери (1766), построена отцом Ф. И. Глебова, тоже генерал-аншефом И. Ф. Глебовым. До революции 1917 г. в церкви находились родовые иконы Глебовых: Николая Мирликийского Чудотворца и Знамения Божьей Матери, а также несколько икон кисти Боровиковского. В данный момент храм открыт для посещения.

 

Гостиница «Староямская»

Гостиница, по всей видимости, недавно пережила ремонт. Оформлена она в нехарактерном для Торжка стиле модерн (интерьеры), имеет очень запутанную планировку и зимний сад. В общем – чинно-благородно. Там есть и какой-то СПА, во всяком случае проходила двери с надписями сауна, массаж, косметолог и т.д. Функционирует ли все это – не знаю.

Номер

  • размер. Номер средней величины, чистый, уютный. Из мебели: двуспальная кровать, письменный стол, стул, вместительный шкаф, вешалка для верхней одежды, прикроватные тумбочки.
  • ванна. Санузел в номере совмещенный, довольно просторный. Правда душ у меня был со сломанным креплением, и стоять под ним можно было только держа его в руке. Но в гостинице предстояло провести только одну ночь, поэтому я не стала выступать по этому поводу. Предоставляется «расходные материалы» (мыло, гель, зубная щетка и паста – я перестала этими отельными чудесами пользоваться, так как качество такой продукции как правило не высоко, лучше пользоваться своим, а также из соображений экологии).

оборудование номера. В номере имеется телевизор, холодильник, фен.

Завтрак в отеле стандартный, но приличный – есть чем поживиться, включая горячие блюда.

 

Питание

Обеды были в кафе города. Стандартные для кормежки туристических групп.

 

Гиды

Гидом была Ирина Чичкина. Я впервые была у нее на экскурсии. Она, безусловно, знающий специалист, рассказала много интересного.

 

Сувениры

Сувениры – не самое сильное место Твери и Торжка. Особенно Твери. Всякой туристической лабуды – полно. То есть того, что вы сможете купить везде и точно такого же, только картинки и надписи будут меняться – подобные «диковины» меня уже не интересуют. Палатки с этим добром, а так же с продукцией местных изготовителей конфет, мыла и т. д. ручной работы можно встретить в разных точках центра города: у памятника Афанасию Никитину, на Трехсвятской улице. Продают сувениры и в музеях, например, в Тверской областной картинной галерее или в музее Пушкина в Торжке. Там китайской чепухи поменьше, зато больше разных изделий ручной работы – от бижутерии до елочных игрушек из папье-маше. Это все, конечно, лучшего качества, но и цены на такую продукцию выше.

В Интернете вычитала, что хороший выбор сувениров и краеведческой литературы магазине «Тверия» (ул. Симеоновская, д. 30/27), но, конечно, забыла выписать адрес или посмотреть на карту – поэтому туда не попала.

Предлагаю список сувениров, составленный по прочтению Интернета.

Тверь

- валенки и валяные аксессуары (банные шапочки и рукавицы, тапочки)

- козел – символ города – козел/коза – так же отмечались как символ Самары, где я также недавно побывала, какое-то засилье мелкого рогатого скотаJ

- продукция завода «Красный май» – стеклянные изделия

- керамика

- резьба по дереву

- изделия из бересты

- замки

- Михаил Круг – в Твери есть музей и памятник этому деятелю шансона. Когда с коллегами по туру обсуждали скудость сувениров в Твери во время обеда, вспомнили об этом персонаже. Но что-то никто не вдохновился покупкой футболки с его изображением, а мое предложение купить полное собрание сочинений этого автора вызвала громкий гомерический смех. Надо сказать, что с сувенирами, связанными с Кругом я лично не сталкивалась, а упоминание об этой персоне возникло в связи с церковью Михаила Тверского на Острове памяти (он спонсировал ее строительство) – видели ее из окна автобуса – она маленькая, в традициях владимиро-суздальской архитектуры – удачно вписалась с место, где ее возвели и отторжения, которое бывает от новоделов (построена в 2002), не вызывает.

- пряники

- пиво холдинга «Афанасий»

- мармелад. Он изготавливается с использованием натурального сока, в некоторые сорта добавляют орехи и сухофрукты, и он не обсыпан сахаром. Его лучше всего покупать в специальном киоске на Всехсвятской улице (там чуть дешевле, чем в сувенирных лавках, больше ассортимент, а также можно купить просто пласты мармелада без подарочной упаковки, что, конечно, дешевле). Но вообще-то, строго говоря, это сувенир не тверской, а лихославльский (Тверь примазалась к нему, так как Лихославль – город Тверской области).

- настойка «Тверская» и бальзам «Старый Кашин». Это тоже не совсем тверские сувениры. Это сувениры из Вышнего Волочка.

 

Торжок

- изделия «Торжокских золотошвей». Их можно купить и в Торжке, и в Твери. На меня они производят странное впечатление – понимаю, что вышивать, особенно вручную – огромный труд, и я с уважением к нему отношусь. Но готовая продукция… Это какие-то слезы. Выглядят изделия невероятно архаично, они совершенно непрактичны, а дизайн вместо того, чтобы развивать традиции, как-то вписывать их в современность – просто копирует старые образцы. Мне трудно представить, кто покупает эти изделия, и еще труднее – как используют свои покупки их хозяева. В 2017 г. я купила сумку из кожзама (о чем писала в соответствующем отзыве) – продукцию этих самых «Торжокских золотошвей» – она адаптированного дизайна, практичная (со множеством карманов), с хорошей фурнитурой – я носила ее больше года не меняя – и она до сих пор хорошо выглядит. Почему-то ничего подобного в фирменном магазине около музея Пушкина в Торжке я не увидела.

Гид сказала, что «Торжокские золотошвеи» процветают. Судя по количеству мест, где их продукция продается, это так. И еще они расшивают священнические облачения и разные изделия для церкви – сейчас, как я понимаю, – это востребованный товар.

- изделия из льна. Один из магазинов, располагающихся около музея Пушкина в Торжке, был указан гидом. Однако его ассортимент ничего, кроме недоумения у меня не вызвал.

 

И мой книжный улов (уловился он в Тверской областной картинной галерее):

- Волкова Н. Е. Тверской императорский дворец и Романовы. Тверь: Тверская областная картинная галерея, 2018. 496 с.

- По Твери пешком. Пять лучших прогулок по городу / авт.-сост. С.Б. Михня. М.: Мартин, 2019. 128 с.

Страна путешествия:

Картинки к публикации: 
Торжок. Борисоглебский мужской монастырь. Собор Бориса и Глеба
Торжок. Борисоглебский мужской монастырь. Церковь Спаса Нерукотворного Образа
Торжок. Борисоглебский мужской монастырь.
Торжок. Борисоглебский мужской монастырь.
Торжок. Борисоглебский мужской монастырь. Вид на город со смотровой площадки
Гостиница Староямская
Гостиница Староямская
Знаменское-Раек. Усадебный дом. Главный фасад
Знаменское-Раек. Дом управляющего
Знаменское-Раек. Парк
Знаменское-Раек. Усадебный дом. Задний фасад
Знаменское-Раек
Знаменское-Раек. Церковь Знамения Божией Матери
Торжок. Музей А. С. Пушкина. Портрет Д.Е. Пожарской
Погост Прутня. Могила А. П. Керн
Погост Прутня. Вознесенская церковь
Торжок. Старо-Вознесенская церковь
Торжок. Старо-Вознесенская церковь. Интерьер
Тверь. Тверской императорский дворец
Тверь. Тверской императорский дворец
Тверь. Дворянское собрание
Тверь. Памятник А. С. Пушкину (скульптор О. К. Комов)
Тверь. Поклонный крест в память князя М. Тверского
Тверь. Тверской драматический театр (архитектор А.П. Федоров)
Тверь. Церковь Воскресения Христова, что за Волгой
Торжок. Здание магистрата
Торжок. Спасо-Преображенский  собор и Входоиерусалимская церковь
Торжок. Часовня-ротонда
Усадьба Василево. Чудодейственное дупло
Усадьба Василево. Чертов мост
Усадьба Василево. Преображенская церковь
Усадьба Василево
Тверь. Церковь Троицы Живоначальной (Белая Троица)
Митино. Погреб-пирамида